воскресенье, 10 марта 2013 г.

Этап четвертый: Информационная культура личности педагога

Доброго времени суток дорогие участники мастер-класса


1. Как взаимодействуют между собой понятия: "Культура", "Личность", "Информация"? Что такое информационная культура?

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. 
Личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.  Для Личности  характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. [17]
Если сложить три понятия в предложение, то получится "Культура взаимодействия Личности с Информацией".
В современных условиях профессиональный рост не возможен без развития информационной культуры. 
При использовании культурологического подхода к трактовке понятия "информационная культура" его содержание расширяется и рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человека (способы и результаты информационной деятельности). [5]
Информатизация общества и образования — неизбежная закономерность развития современной цивилизациикоторая распространяется на все страны мирового сообщества. Реалии информационного общества свидетельствуют о том, что сегодня востребованы специалисты, имеющие достаточный уровень знаний в области информационных технологий. 


2. Что включает в себя понятие "Информационная культура личности"?

Современный уровень развития науки способен к скачкообразному изменению общества в самых различных направлениях. Выбор этого направления в первую очередь зависит от тех ценностей, которые определяют существование субъекта исторического процесса сегодня. [12]
Механизмом актуализации личностно-значимых смыслов нравственного воспитания и одной из несущих её опор является осознание человеком смысла его жизни в системе координат общечеловеческих ценностей. [7]
В зависимости от ответа, который дается человеком или - более широко - обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни. [10] 

При переходе к постиндустриальному обществу логика развития производственной сферы привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок... Фактически речь идет об изменении мировоззрения каждого из нас и освоении нами самими культуры саморазвития, которую мы должны передать сегодня нашим детям.[11] 
Из этой цели вытекают и новые ценности, отвечающие новым потребностям общества в образовании. 
Современная эпоха возрождает гуманизм в новом качестве: признавая человека высшей ценностью, акцентирует внимание на его ответственности за свою судьбу, судьбы других людей, на изменении сознания индивида, его отношения к природе, обществу и самому себе. [15, стр.3]
Гуманизация  −  не  просто признание  обучаемого  личностью,  уважение  его  личности,  но  и  формирование такого же отношения к другим людям... Все результаты этого процесса выступают как продукт  собственных  усилий.  Ответственность  за  раскрытие  своего  глубинного личностного потенциала, своей самости лежит на самом человеке. Образование приобретает свой изначальный смысл − самообразование. Смысл самообразования  состоит в самопознании, в обращении во внутренний мир, в осознании того, что все соблазны не вокруг, а «внутри» человека. [15, стр.4]
Специфика информационного общества как самообучающегося общества обусловила  необходимость  непрерывного  образования.  Система  непрерывного образования должна охватывать все стадии жизни человека, создавая условия для быстрого освоения научно-технических достижений, реализации новаторских идей. [15, стр.4]
Новая парадигма  образования  − "образование через всю жизнь".
Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения (системы взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, мотивация, потребности, направленность личностиличностная позиция  и профессиональная позицияпринципы познания и деятельности, ценностные ориентации) и системы знаний и умений (информационная компетентность), обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является также важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [17, с.32]
Педагогу необходимо знать особенности информационных потоков своей образовательной области, уметь самостоятельно вести информационный поиск, извлекать знания из различных источников, представлять их в доступном учащимся виде и эффективно использовать в педагогическом процессеДля этого педагог должен не только сам владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и уметь организовывать обучение, формируя особый тип культуры - информационную культуру личности. [5]
Информационную культуру современного педагога можно представить через следующие системно моделирующие профессиональные качества :
1. инновационное мышление и способы деятельности, соответствующие высокому уровню информационной компетентности;
2. деятельностная направленность профессионального образования и самообразования, проявляющаяся в освоении и создании инновационных продуктов и инновационных технологий, апробированных на практике;
3. способность к культуротворчеству, которая выражается в создании творческих информационных педагогических разработок. [1]

Источники получения информации: документ; человек, как транслятор информации, полученной от других; обстановка, которая нас окружает; информационные агентства; интернет; наблюдение и эксперимент; собственный жизненный опыт; сама жизнь является тоже источником информации; наш человеческий разум основан на пяти чувствах, как источниках информации;  интуиция; и др. механизмы познавания.


Материалы, которые помогут вам:

[3] Гендина, Н.И. Колкова Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие \ Н.И. Гендина, Н.И. 

В таблицу № 1  внести свои комментарии (или ссылки на ответ в блоге) в каждую колонку по предложенным для обсуждения вопросам, не забывайте подписывать свои инициалы.

Вы можете связаться со мной по скайпу olgadwir, твиттер, электронной почте olga.dwir@yandeх.ru  

Комментариев нет:

Отправить комментарий